Тургенев Ив. Сер.

Тургенев Ив. Сер.

ТУРГЕ́НЕВ Ив. Сер. (1818—83) — писатель. Принадлежал к старин. дворян. роду. Образование получил в частных моск. пансионах. Окончил словесное отд. Петерб. ун-та (1837), слушал лекции в Берлинск. ун-те (1838—41) и сделался убежденным гегельянцем. В 1843—45 служил в Мин-ве внутр. дел под началом В. И. Даля. Начал лит. деят-ность как романтич. поэт (нек-рые его стихотв. широко известны, напр. "Утро туманное, утро седое."). Поэма "Параша" (1843), пов. "Андрей Колосов" (1844), "Три портрета" (1845) и "Бретер" (1846) свидетельствуют о неудовлетворенности романтизмом. В это время Т. испытал влияние В. Г. Белинского и стал одним из активных поборников "натуральной школы". В 1843 познакомился с П. Виардо, в 1845 уехал с ней за границу (с этого времени большую часть жизни он будет жить вне России). Там созревает и реализуется замысел "Записок охотника" (1846—52), антикрепостнич. пафос к-рых повлек за собой арест Т. и ссылку в Спасское-Лутовиново без права выезда за пределы Орловской губ. (1852—56; формально наказание последовало за публикацию некролога Н. В. Гоголю в обход ценз. правил). В те же годы Т. увлекся драматургией ("Нахлебник", 1848; "Холостяк", 1849; "Месяц в деревне", 1850; "Провинциалка", 1850 и др.); ей суждено было стать "творческой лабораторией" худож. метода Т., "тайной психологии", к-рая предполагает не описание психол. процесса, а нахождение психол. верного поведения героя, его жеста, произнесенного слова и т. д. В 1850-х гг. центр. место в творчестве Т. занимает герой, находящийся в разладе с косным миром и не умеющий быть полезным, человек, к-рого Т. так удачно назвал "лишним" ("Дневник лишнего человека", 1850; "Переписка", 1854). Наиб. полное воплощение этот тип получил в ром. "Рудин" (1856). В "Рудине" Т. впервые создал тип персонального культурно-героич. романа, впоследствии оказавшегося продуктивным для рус. лит-ры. В "Дворянском гнезде" (1858) проблема "лишнего человека" приобретает новое значение: Лаврецкий связан с нар. жизнью и не бездеятелен, как Рудин, он выполняет свой долг, но оказывается лично несчастным, не способным примирить в себе личное и общее. Над ним тяготеет рок обстоятельств, определенных законами природы и не подвластных чел. знанию; этот круг вопросов спец. обсуждается Т. в пов. "Поездка в Полесье" (1857), повестях о "трагич. значении любви" ("Фауст", 1856; "Ася", 1858; "Первая любовь", 1861). Он же определяет содержание ром. "Накануне" (1860). Его герой — "сознательно-героическая натура" и этим противопоставлен "лишним людям", но и его деят-ность имеет трагич. характер: не они делают дело истории, а история их руками делает свое не подвластное чел. разуму дело. Это понимание роли деятелей в ист., излож. Т. в ст. "Гамлет и Дон Кихот" (1860), объясняет и смысл ром. "Отцы и дети" (1862), и отношение автора к Базарову. Ром. "Накануне" послужил поводом к разрыву Т. с ж. "Современник", в к-ром писатель активно сотрудничал с 1847. Ром. "Отцы и дети" вызвал ожесточ. полемику, в ходе к-рой были высказаны взаимоисключающие оценки произв. Особенно изв. стала полемика между "Современником" и "Русским словом" ("раскол в нигилистах"), в ходе к-рой была сформулирована соц.-полит. идеология Д. И. Писарева. Полемика обозначила разрыв Т. с его читателями и вызвала душевный кризис писателя. Отражение его — повести "Призраки" (1864) и "Довольно" (1865), полемика Т. с А. И. Герценом о путях развития России и ром. "Дым" (1867). В этом ром. нет привычного для Т. центр. героя, выразителя насущных потребностей времени; его место занял заурядный человек, помещик, обеспокоенный хоз. вопросами, и это характеризует переживаемый Россией момент как эпоху безвременья, а все стремления разнообр. обществ. сил — как "дым". Следующее десятилетие в творчестве Т. проходит под знаком повестей и рассказов о "низовой" России ("Странная история", 1870; "Степной король Лир", 1870; "Стук. стук. стук.", 1871 и др.) и "таинственных" повестей ("Сон", 1877; "Песнь торжествующей любви", 1881; "Клара Милич", 1882). Ром. "Новь" (1877), в к-ром изображено "хождение в народ", говорил о тщете и бесплодности усилий народников и о неизбежности их поражения. В 1879—81 Т. пережил возвращение к нему симпатий со стороны рус. читателей. К нему приходит мир. слава. Последним крупным произв. Т. были "Стихотворения впрозе" (1882), цикл лирич. миниатюр, вобравший в себя все осн. темы и мотивы его творчества; в нем Т. как бы прощался с жизнью, родиной и иск-вом. Умер Т. во Франции. Его похороны в СПб. превратились в грандиозную демонстрацию симпатий к писателю.

Соч.: Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. М., 1978.

Лит.: Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева. Литературная биография. М., 1998; И. С. Тургенев. Летопись жизни и тв-ва. СПб., 1995—98.

И. С. Тургенев

И. С. Тургенев

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Тургенев Ив. Сер." в других словарях:

  • Левицкий Сер. Львович — (1819 98) петерб. фотограф. Окончил юрид. ф т Моск. ун та, служил в канцелярии Мин ва внутр. дел. Первые дагерротипные снимки сделал на Кавказе в 1843. В 1844 вышел в отставку. Осн. фотографии изучал в Риме, Париже, Лондоне, Вене. В 1845 выполнил …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Новиков Николай Иванович — [27 IV (8 V) 1744, с. Тихвинское (Авдотьино) Коломенского у. Московской губ. – 31 VII (12 VIII) 1818, там же]. Дворянин, сын ст. советника в отставке. Был записан в Измайловский полк. Грамоте учился у сельского дьячка; в 1756 поступил в Унив.… …   Словарь русского языка XVIII века

  • ГЕРШЕНЗОН —         Михаил Осипович (1869 1925) историк рус. лит ры и обществ, мысли, философ, публицист, переводчик. В 1887 89 жил в Берлине, учился в Шарлоттенбургском политехникуме и слушал в ун те лекции по истории и философии. В 1889 94 студент Моск. ун …   Энциклопедия культурологии

  • Три смерти — Жанр: рассказ Автор: Лев Николаевич Толстой Язык оригинала: русский Год написания: 1858 Публикация …   Википедия

  • Источники словаря —    ◙ Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем, 1854.    ◙ Аксаков С.Т. Литературные и театральные воспоминания, 1858.    ◙ Андреев Л.Н. Большой шлем, 1899.    ◙ Арнольди Л.И. Моё знакомство с Гоголем, до1860.    ◙ Афанасьев Чужбинский А.С …   Карточная терминология и жаргон XIX века

  • ГЕРМАНИЯ. Часть III — Объединенная Германия «Мы один народ!» Плакат. Осень 1989 г. «Мы один народ!» Плакат. Осень 1989 г. Первоначально, особенно осенью 1989 г., когда рухнула Берлинская стена, Г. охватила всеобщая эйфория. Однако интеграция 2 различных гос в… …   Православная энциклопедия

  • Переводы и изучение Лермонтова за рубежом — ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… …   Русская история

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Тютчев, Федор Иванович — известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губ., в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме,… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»